воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Россия – Иран: нефть на товары. Игра в обход доллара

Подписание договора с Ираном, или Большого договора, несет в себе не только внешнюю НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭКСПАНСИЮ, в рамках фрагментации рынков, но и сугубо внутреннюю направленность в развитии гигантских инфраструктурных проектов, дающих не только немедленную отдачу в росте зарплат, ВВП… но,  и  мультипликативный эффект для всей экономики с прицелом в будущее.

При этом, Россией, ведется не только активная геополитическая игра, но,  и происходит ЗАЗЕМЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ на  внутренних просторах.

MaxiForex



Россия и Иран добились существенного прогресса в переговорах относительно поставок нефти в обмен на товары. Общий объем сделки составит около $20 млрд. Реализация такого сценария позволит Ирану увеличить экспорт энергоносителей вопреки санкциям, а Россия делает существенный шаг на пути отказа от доллара при расчетах за проданную нефть или газ.

Еще в январе стало известно, что Москва и Тегеран обсуждаются возможность бартерных поставок нефти до 500 тыс. баррелей в сутки, и тогда же Белый дом выразил "серьезную озабоченность" в связи с возможностью такой сделки, которая, по словам представителей администрации президента США, противоречит переговорам по ядерной программе Ирана.
Агентство Reuters, со ссылкой на анонимные источники, сообщает о договоренностях между Россией и Ираном по поставкам иранской нефти в обмен на российские товары, включая металлы и продукты питания, но в этом соглашении не участвует военная техника.
Ожидается, что общий объем достигнет $15-20 млрд, сделка будет реализована в несколько этапов, первый транш составит $6-8 млрд.
Судя по всему, около 300 тыс. баррелей в сутки будет поставляться через Каспийское море, а остальное может быть экспортировано через порт Бендер-Аббас, а это один из лучших терминалов нефти в Иране. Стоимость нефти в ходе сделки будет ниже, чем на мировом рынке, но ненамного.
"Сделка снизит давление на энергетический сектор Ирана и частично восстановит доступ к иранской нефти с помощью России, - сказал Марк Дубовитц из Фонда защиты демократии (Foundation for Defense of Democracies). – Если Вашингтон не сможет остановить сделку, она может послужить сигналом для других стран о том, что США не будут рисковать основными дипломатическими связями ради поддержания режима санкций".

В результате получается, что санкции, которые были призваны стать демонстрацией силы США, стали подтверждением слабости. Авторы блога zerohedge.com задаются вопросом: "Когда же Фонд защиты демократии будет переименован в Фонд защиты нефтедоллара?"

Многие эксперты предупреждали, что чем сильнее будет давление на Россию в части ограничения расчетов в долларах, тем быстрее она перейдет на схему продажи энергоресурсов без использования национальных валют. После ряда громких заявление американских властей и блокирования международных операций ряда российских банков встал вопрос о переходе на расчеты в рублях, юанях и, конечно, золоте. И это, судя по всему, страшный сон властей США.
"Россия держит нефтедоллар одной рукой и может в одно мгновение ответить таким образом, чтобы вызвать такой крах Dow, какого еще не было в истории", - не исключает известный трейдер Джим Синклер.

По его убеждению, нет никаких других сценариев, кроме того, при котором США вынуждены будут использовать платежи в любой валюте, несмотря на существование межбанковской системы SWIFT, и это "равносильно выстрелу себе в ногу". При этом Европа может перейти на расчеты в евро с радостью, так как в таком случае курс европейской валюты вырастет, а стоимость энергоносителей упадет.
Надежды на эффективную экономическую блокаду стремительно тают, и если Запад добровольно не откажется от планов по усилению давления, неприкасаемый статус нефтедолларов может оказаться под вопросом. Кроме этого, власти США сами подталкивают к скорейшей формализации Евразийского союза, куда войдут Китай, Россия и Индия.

Интерес, конечно, вызывают детали сделки. Куда именно пойдет эта нефть и что именно за товары будут поставляться ей навстречу. Россия добывает совершенно другую по составу нефть, и поэтому просто так продавать ее не получится - у нас есть свой набор покупателей и контрагентов. 200 млн баррелей нефти, которые поставит Иран - это очень большие объемы, поэтому продавать их из России по трубопроводам непросто - необходимо для иранской нефти предоставлять отдельную нитку трубы, чтобы не смешивать ее с нашими сортами - то есть, полностью пересматривать многие схемы наших поставок. Поэтому, скорее всего, речь пойдет о том, что значительную часть иранской нефти мы будем перерабатывать сами, остальное - продавать танкерами или по железной дороге.
Маршрут поставок, о которых пишут "Вести. Финанс" - через Каспийское море по Волге. Это означает, что нефть может направляться на один из нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на Волге или Каме - и Нижнекамский завод, в модернизацию которого было не так давно вложено более 150 млрд рублей, вполне может стать переработчиком этих объемов, зарабатывая на продаже не просто сырой нефти, а продуктов ее переработки. Безусловно, требуются определенные подготовительные работы - и по переналадке технологических циклов, и по модернизации речных портов, которые будут принимать такие объемы (в первую очередь, это Набережночелнинский грузовой порт), нужно решить, куда перенаправить российскую нефть, которая перерабатывается сейчас в Нижнекамске - в общем, комплекс вопросов немал, поэтому ясно, что такую сделку нужно тщательно проработать.

Со встречными поставками также весьма любопытно - в середине марта было опубликовано сообщение о том, что Росатом будет строить в Иране две атомные станции, при этом в феврале было объявлено о строительстве второго энергоблока в Бушере - итого получается три новых ядерных энергетических объекта, которые вполне могут "выбрать" от трети до половины контрактной суммы.
Энергетика для Ирана - задача номер один. Теплоэлектростанции, работающие на устаревших газовых технологиях, потребляют в два раза больше газа при выработке сопоставимых объемах энергии, чем современные. Поэтому массовая модернизация генерирующих мощностей - вторая задача иранцев. В противном случае они могут к 30 году превратиться в импортера газа, обладая одним из крупнейших в мире его запасов.
И Россия, и Иран со всей серьезностью оценили опыт санкций, которые были наложены на Иран в прошлом году, и вполне очевидно, что бездолларовые расчеты по поставкам - прямое следствие из произошедшего. Вполне вероятно, что схема, которую сейчас отрабатывают Россиия и Иран, может стать базовой для крупных межгосударственных проектов и контрактов - особенно в рамках БРИКС и в двусторонних сделках.
Соединенные Штаты, размахивая дубиной санкций, неизбежно нарываются на встречные меры, которые призваны защитить потенциальных жертв американской агрессии от санкций и их последствий. Для США подобные защитные меры могут стать тяжелейшим ударом, подрывающим их монополию и контроль над глобальными финансовыми потоками - при этом речь идет о потоках, которые обеспечены товарной массой, а не спекулятивных пузырей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий